Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»
Будучи в позиции слушающего:
- проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего - помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем;
-не давайте оценок ребенку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь: действительно понимать ребенка;
-не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала - и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.
Будучи в позиции говорящего:
- не обвиняйте - не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;
- не защищайтесь - сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;
- не характеризуйте - не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т. п. старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
- не обобщайте - избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба с ребенком хорошо помните.
Памятка по разрешению конфликтов
Попытайтесь осмыслить предложенные вопросы, и вам будет легче адекватно вести себя в конфликте.
1. Хочу ли я благоприятного исхода конфликта для нас обоих?
2. Вместо того, чтобы думать, «как это могло быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?
3. Как бы я чувствовал себя на его (ее) месте?
4. Что он (она) пытается сказать?
5. Выслушал ли я его (ее) как следует?
6. Что я хочу изменить?
7. Как я могу сказать это без обвинений и нападок?
8. Не злоупотребляю ли я властью?
9. Что я, чувствую?
10. Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?
11. Поможет ли это делу, если я расскажу ему (ей) о том, что я чувствую?
12. Что я хочу изменить?
13. Избавился ли я от желания наказать его (ее)?
14. Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац).
15. Хочу ли я разрешить конфликт?
Памятка «Приемы эффективного слушания»
• Дайте возможность ребенку высказаться.
• Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями.
• Воздержитесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения ребенка, ход его мыслей.
• Не отвлекайтесь, победите то, что мешает вам сосредоточиться,
• Поддержите ребенка одобрительным жестом, словами. Это даст ему возможность чувствовать себя уверенно.
• Покажите ребенку, что вы поняли его. Перескажите своими словами его мысли, начиная со слов «Как я тебя понял..,», «По твоему мнению...», «Ты считаешь...», «Ты, наверное, расстроен тем, что...». ,
• Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия (во-первых, во-вторых и т.д.).
Рекомендации родителям:
- Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
- Позвольте ребенку участвовать в распределили средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
- Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.
- Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом акцент на мысли: «Я – не просто родитель, я – твой друг».
- Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:
– помогите выбрать телепрограмму по интересам;
– читайте и обсуждайте, журналы, статьи из газет;
– ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск;
Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.
- Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
- Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице… Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на основе понимания.
- Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:
– не критикуйте его недостатки;
– не упрекайте, не обвиняйте его;
– не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;
– не шантажируйте друг друга властью над ребенком.
Рекомендации родителям:
- Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов. Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и оскорблений!
- Позвольте ребенку участвовать в распределили средств семейного бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.
- Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.
- Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка, ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом акцент на мысли: «Я – не просто родитель, я – твой друг».
- Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:
– помогите выбрать телепрограмму по интересам;
– читайте и обсуждайте, журналы, статьи из газет;
– ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск;
Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.
- Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.
- Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице… Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на основе понимания.
- Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел находить в мире любовь и красоту, то:
– не критикуйте его недостатки;
– не упрекайте, не обвиняйте его;
– не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;
– не шантажируйте друг друга властью над ребенком.