На сегодняшний день на основании Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Закона РФ "Об образовании", Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Типового положения об общеобразовательном учреждении и Устава ОУ, в МОУ "Лицей "Школа менеджеров" действует модель школьного ученического самоуправления "МЭРиЯ".
Стратегической целью школьного ученического самоуправления "МЭРиЯ" является воспитание гражданина открытого демократического общества, обладающего гражданскими компетентностями личности, умеющего определять приоритеты в школьной жизни и заинтересованного в личном и общем успехе.
Цель – становление норм демократической культуры и социальной адаптации обучающихся на основе развития гражданских патриотических чувств подрастающего поколения, формирования основ экономико-правовой культуры обучающихся, чувства сопричастности ко всему происходящему в лицее, стране, мире.
Задачами деятельности молодежного объединения являются:
- создание условий для самореализации обучающихся;
- координация действий ученического коллектива;
- создание творческих сообществ обучающихся, педагогов и родителей для решения проблем лицея;
- вовлечение обучающихся в реальные управленческие ситуации;
- создание условий для возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива;
- разработка социально значимых проектов, направленных на преобразование школьной и социальной среды.
Основополагающие принципы деятельности школьного самоуправления:
- право каждого на участие или неучастие в деятельности "МЭРиЯ";
- право участвовать в выборах и быть избранными для управления различными структурными подразделениями "МЭРиЯ";
- право выражения собственного мнения, отсутствие давления на личность;
- готовность к защите интересов меньшинства;
- поощрение и поддержка самодеятельности и инициативы;
- учет и стимулирование интересов каждого лицеиста;
- создание условий для продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются правила и нормы поведения всех его участников;
- создание условий для получения самостоятельного опыта, навыков самоорганизации, планирования, управления и самоанализа;
- постоянное добровольное обсуждение возникающих проблем;
- реализация полученных знаний в практической деятельности.
В основе модели школьного ученического самоуправления лежит непрерывная деловая игра "МЭРиЯ". Расшифровка названия дает представление о ее содержании:
М – это менеджмент, потому что мы учимся управлению – синтезу науки, культуры, опыта, искусства, ноу-хау, позволяющему добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей;
Э – это экономика, потому что в нашей деятельности мы вступаем в отношения по поводу производства, обмена и потребления материальных благ в условиях ограниченных ресурсов;
Р – это рынок, который диктует установку равноправных взаимосвязей по горизонтали и вертикали, основанных пока еще на купле-продаже;
И – это союз, символизирующий единение в школьном самоуправлении всех его субъектов: учеников, педагогов и родителей;
Я – это каждый, потому что последняя в алфавите эта буква отнюдь не последняя в жизни, ибо каждый работает сам за себя, но благо всех!
Место ученического самоуправления "МЭРиЯ" в системе школьного самоуправления определяется как одно из трех равноправных составляющих: родительское самоуправление, педагогическое самоуправление и ученическое самоуправление.
Мэр лицея, директор департамента финансов, представитель от управляющих, главный редактор лицейской газеты «Взвесь» каждый раз получают приглашение (письменное) от председателя Совета лицея принять участие в его работе.
Наш лицей – это большой город. Все обучающиеся – его граждане. Классы – место работы. У каждого служащего любого департамента есть свои обязанности, который он должен выполнять и за выполнение которых он получает заработную плату.
Любой обучающийся может быть избран служащим, управляющим, директором департамента, мэром и вправе влиять на политику школы в соответствии с кругом вопросом самоуправления, определенным основными локальными актами "МЭРиЯ", гарантом выполнения которых является мэр лицея.
Законодательным органом ученического самоуправления является Общее собрание лицеистов.
Представительным органом – МЭРиЯ, который формируется на выборной основе и предполагает участие в нем мэра лицея, директоров семи департаментов, главного редактора лицейской газеты "Взвесь", управляющих всех классов («МЭРиЯ» - это и название модели ученического самоуправления и представительного органа ученического самоуправления)
Исполнительная власть осуществляется директорами департаментов и их служащими.
Обучающийся, еще не поступив в лицей, знакомится с укладом жизни лицея, "примеряет" его на себя (День открытых дверей, публикации в прессе, школьный сайт, отзывы друзей, родственников, друзей и знакомых) и после этого делает выбор образовательного учреждения.
Если ребенок выбрал нашу школу, у него, как правило, не возникает сомнения в участии в работе "МЭРиЯ". Уже первого сентября к нему в класс придут представители ученического самоуправления из числа старшеклассников и расскажут о существовании самоуправления, его структуре, функциях и достижениях.
Лицеист сам выбирает, кем ему быть, служащим какого департамента работать. За те несколько лет, что человек проводит в стенах лицея, он может поработать в любом из семи департаментов, быть избранным на разные должности (как в классе, так и в лицее) и принять непосредственное участие в процессе управления школой.
Нормативно-правовая база ученического самоуправления.
Вся деятельность ученического самоуправления регламентируется следующими документами:
- Положение об ученическом самоуправлении;
- Конституция МБОУ "Лицей "Школа менеджеров";
- Закон о выборах в «МЭРиЯ»;
- Положение об Аукционе;
- Заповеди лицеиста;
- Кредо лицеиста.
Все выше перечисленные документы были составлены лицеистами в рамках работы клуба "Правовед" под руководством учителей истории, права и обществознания. Все локальные акты «МЭРиЯ» утверждены Общим собранием.
Аукцион. Как мы уже упоминали, класс в лицее – это место работы. Успех лицея зависит исключительно от успеха каждого класса, а успех класса - от успехов каждого лицеиста.
Стимулом для активной деятельности каждого является личный счет, пополнение которого зависит только от самого лицеиста. Департаментом финансов разработаны расценки на все виды работ, которыми лицеист в принципе может заниматься: учеба, участие в мероприятиях, в спортивных соревнованиях, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности и многое другое.
Каждый служащий в классе, в МЭРиЯ получает ежемесячную заработную плату, в зависимости от занимаемой должности. У каждого лицеиста есть возможность получить премию – все зависит от успехов в выполнении своих обязанностей.
Оплата всех видов деятельности производится в колледах. Коллед – внутренняя безналичная валюта лицея. Денежные поступления на лицевые счета лицеистов проводятся через департамент финансов и оформляются в специальных финансовых документах.
Все эти денежные поступления позволяют принять участие в Аукционе и перевести заработанные колледы в денежно – вещевой эквивалент. На Аукционе коллед конвертируется в рубли в виде товаров различных наименований. Каждый обучающийся, исходя из заработанной суммы и участвуя в торгах, имеет возможность приобрести любой понравившийся лот, но самым основным является то, что фактически сумма на счете - это своеобразныйрейтинг успешности. Любая серьезная деятельность становится поводом добиться успеха и повторить его, возможно, в других делах. Лицеист управляет, прежде всего, своими действиями для достижения личного успеха, а из множества маленьких достижений складывается имидж класса и лицея. Всеми финансовыми вопросами, базой данных, лицевыми счетами, организацией и проведением Аукционов занимается департамент финансов на основании "Положения об Аукционе".
Ассоциация ученического самоуправления.
Сегодня мы не замкнуты только на нашем лицее. Ученическое самоуправление вышло на новый уровень. В апреле 2008 года мы вступили в Ассоциацию ученических самоуправлений Тульской области, координатором которой является старший преподаватель кафедры социализации и воспитания школьников Оськина Светлана Владимировна. Начинали мы с четырех учебных заведений, теперь круг участников постоянно расширяется. Это возможность не только показать свои силы, но и познакомиться с опытом других школ, обсудить вместе насущные вопросы, организовать общение детей на другом уровне.
Наши друзья из Узловой
Деятельность ученического коллектива лицея получила высокую оценку на различных уровнях. Наше ученическое самоуправление – обладатель гранта Администрации муниципального образования город Новомосковск и неоднократный призер Всероссийских конкурсов моделей ученического самоуправления.